«Распалась связь времен. Зачем же я связать её рождён!»
Уильям Шекспир, «Гамлет», 1600–1601 гг.

Эпоха Барокко — время, пришедшее на смену Ренессансу.

Менялось мировоззрение, происходил перелом в понимании человеком своего места в мире. Идеалы гуманизма (что это?) с его антропоцентрическими взглядами, когда человек был центром мироздания, сменяются осознанием всей трагической противоречивости человеческой личности с ее страстями, пороками, вечной борьбой с собой и окружающим миром.

Временные рамки эпохи Барокко неоднородны — в разных регионах Ренессанс развивался и умирал по своим законам, поэтому и барочное мировоззрение приходило ему на смену постепенно: где-то раньше, а где-то, например, в России и Восточной Европе, позже.

Эпоха Возрождения началась в Италии, и барокко зародилось здесь же. Расцвет эпохи связан с кризисом (это как?) прежних возрожденческих идей, слишком многое изменилось в мире, чтобы культура никак не отреагировала на эти изменения.

На человека XVII века валятся шокирующие открытия, как из рога изобилия: Галилей доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, Антони ван Левенгук разглядел в микроскоп микроорганизмы, Джордано Бруно предположил, что Вселенная бесконечна, а великие географические открытия раздвинули привычные горизонты — все это полностью сломало представление об устройстве мира.

В строчках английского поэта того времени Джона Донна (1572–1631) удивительно тонко передано мироощущение человека эпохи Барокко:

«Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас».
(1610 г.)

Человек вдруг становится ничтожно мал перед лицом огромной Вселенной, теряется точка опоры, приходит осознание своей беспомощности.

Эпоху Барокко отличают три основных мировоззренческих идеи, которые определяют барочный стиль:

  1. «Трагический гуманизм» — человек живет в постоянном конфликте с собой и с окружающим миром. Отсюда присущие стилю барокко драматизм, эмоциональность, хаос и стремление к иррациональному.
  2. Мир построен на антиномиях — неразрешимых противоречиях: человек и природа, идеальное и реальное, разум и эмоции, жизнь и смерть. Отсюда тяга барокко к контрастам, гротеску (это как?), дисгармонии, иносказаниям и аллегориям (это как?).
  3. Красота выше природы, цель искусства — облагораживать действительность. Отсюда нарочитое великолепие, избыток декора, нарядность.

Стилю барокко присущи контрастность, насыщенность событиями и страстями, напряженность конфликтов, сложная символика. Барокко — это величие напоказ, симбиоз (это что?) реальности и иллюзий, театральность жестов и эмоций.

«Мир барокко — мир, в котором нет покоя».
Иван Бунин

Барокко сосуществовал с Классицизмом, по сути, являясь его антиподом.

В Италии различают три периода развития барочного стиля:

  1. Раннее барокко, появившееся как реакция на маньеризм (конец XVI – начало XVII века);
  2. Зрелое барокко (1630–1660-е годы);
  3. Позднее барокко (конец XVII – начало XVIII века).

На закате эпохи в XVIII веке во Франции появился новый стиль рококо, который иногда называют высшей степенью искусства барокко.

История возникновения

Как уже отмечалось выше, стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению в архитектуре. Следует заметить, что произошло это на территории Италии, собственно, на родине самого Ренессанса. В эти времена Италию можно было охарактеризовать как весьма истощенное государство, ослабленное внутренними войнами.

В указанный период здесь хозяйничают иностранцы, но несмотря на это именно Италия остается культурным центром Европы. Для того, чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение необходим был стиль, который бы подчеркивал мощь, богатство и роскошь. Но в то же время средств на строительство новых дворцов катастрофически не хватало. Именно в эти времена появляется новый стиль барокко, который допускает, что иллюзию богатства и могущества можно создать приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Стиль барокко

Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и некоторым представителям церковной власти, однако, все они нуждались в подтверждении собственной состоятельности. Высшие сословия обращались за помощью к искусству и архитектуре: появившийся стиль барокко возвышал их и за счет этого набирал всё большую популярность.

Стиль Барокко в архитектуре

Стиль Барокко зародился прежде всего в архитектуре.

Католической церкви, ослабленной Реформацией (это когда было?), требовалось утвердить свою силу и мощь. Величественные, поражающие зрителя архитектурные ансамбли и внутреннее убранство соборов работали на создание образа сильной церкви.

С другой стороны, светская власть также нуждалась в утверждении своего могущества, поэтому и абсолютная монархия (это как?), и республики (что это за форма правления?) использовали стиль Барокко в градостроительстве.

Основные черты барочной архитектуры:

  1. Создание искривленного пространства, выпукло-вогнутые фасады, пространственные иллюзии, обилие эркеров, башенок, балконов, ниш.
  2. Нарушение гармоничных пропорций античной ордерной системы.
  3. Избыточное украшательство, обилие декора как на фасаде, так и во внутреннем убранстве зданий.

    Стиль барокко в интерьере можно узнать по обилию лепнины, чередованию света и тени, оптическим иллюзиям, расширяющим пространство, монументальной мебели.

    Стиль Барокко в архитектуре разных стран формировался под влиянием самобытных национальных факторов, поэтому различают итальянское, французское, испанское, немецкое, русское барокко.

    1. Итальянцы — флагманы стиля.
    2. Французы осторожно соединяли строгость классицизма и буйство барокко, давая волю последнему преимущественно в оформлении интерьеров.
    3. Испанское барокко шагнуло за пределы Европы в Латинскую Америку, а фамилия братьев-архитекторов Чурригера стала названием особого направления в барочном стиле — чурригереско — перенасыщенного множеством деталей.

    4. Русское барокко несколько запоздало, вышло на арену, когда в Европе стиль угасал, и просуществовало недолго. Тем не менее знаменитые дворцы и соборы Петербурга, Петергофа и Царского Села в барочном стиле поражают своим великолепием и сегодня.

    Самые знаменитые архитекторы, работавшие в стиле барокко: Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, братья Чурригера, Филиппо Юварра, Михаил Земцов, Бартоломео Франческо Растрелли.

    Особенные черты стиля

    В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
    Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.



    В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
    Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

    Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

    Архитектурные приёмы

    Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

    Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

    В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

    В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

    Декоративная отделка

    Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.


    Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

    Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

    В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

    Современное барокко

    Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.

    Источники:

    • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/barokko-chto-ehto-stil-arhitekture-zhivopisi-muzyke.html
    • https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/istoriya_stilya_barokko/
    • https://ReHouz.info/stil-barokko-v-arhitekture/
    • https://rosuchebnik.ru/material/iskusstvo-arkhitektura-barokko/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.